Остановка дыхания и кровообращения. Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации

У детей и подростков чаще всего причиной остановки кровообращения являются нарушения дыхания, тяжелая травма и др. В ситуации, когда человек не реагирует на окружающий мир, важно определить у него наличие или отсутствие признаков жизни (сознание, дыхание, пульс).

Пострадавший жив, если:

  • есть сознание: ребенок реагирует на обращенные вопросы, как-то отвечает на тактильный контакт;
  • есть дыхание: заметны характерные движения грудной клетки, живота, дыхание ощущается при сближении с ребенком;
  • есть кровообращение: наличие пульса на магистральных артериях (если нет опыта оценки пульса, то для начала сердечно-легочной реанимации достаточно отсутствия сознания и дыхания).

Реанимация — это совокупность мер по оживлению организма, находящегося в состоянии клинической смерти, восстановлению резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций. Задачей реанимационных мероприятий является восстановление дыхания и кровообращения.

Порядок проведения сердечно-легочной реанимации

  • Убедитесь, что ни вам, ни пострадавшему ничто не угрожает.
  • Оцените признаки жизни (сознание, дыхание и пульс).
  • Проверьте наличие сознания — спросите у пострадавшего (по возможности) о самочувствии, его имя. Если человек в сознании — постарайтесь выяснить, что произошло.
  • При отсутствии сознания восстановите проходимость дыхательных путей — запрокиньте голову пострадавшего назад, выдвиньте нижнюю челюсть вперед, придерживая лоб одной рукой и поднимая подбородок другой. После — проверьте наличие дыхания в течение 10 сек.
  • Оцените пульсацию на магистральных артериях (на сонной или бедренной).
  • Вызовите скорую медицинскую помощь или попросите других позвонить по телефону 103 или 112.
  • При отсутствии сознания с сохраненным дыханием уложите пострадавшего в устойчивое боковое положение
  • При отсутствии признаков жизни начинайте сердечно-легочную реанимацию (см. алгоритм) и проводите ее до восстановления самостоятельного дыхания или до прибытия медицинского персонала.

Для проведения сердечно-легочной реанимации положите пострадавшего на жесткую ровную поверхность (пол). Если вы проводите сердечно-легочную реанимацию в одиночку, то выполняйте надавливания на грудную клетку и выдохи через рот в соотношении 30:2, т.е. сначала выполняете 30 надавливаний, после чего делаете 2 выдоха через рот. Эффективнее работать вдвоем (первый надавливает, а второй дышит) и меняться местами каждые 2 мин, только очень быстро (не более 5 сек на подмену).

Техника восстановления кровообращения

  • Надавливайте на грудную клетку строго вертикально, по линии, соединяющей грудину с позвоночником, используя вес верхней половины своего тела.
  • Надавливайте двумя руками: основание одной ладони положите на середину грудной клетки между сосками, на два пальца выше нижнего края грудины, а вторую ладонь — сверху первой (у детей младше 10 лет надавливайте одной рукой).
  • Частота надавливаний: 100-120 в минуту.
  • Грудная клетка должна восстанавливать исходную форму после каждого нажатия.
  • Отсчитывайте надавливания вслух.

Техника восстановления дыхания

Откройте дыхательные пути пострадавшего: поднимите его подбородок кверху одной рукой и запрокиньте назад его голову. Зажмите его нос, сами сделайте обычный вдох, широко откройте рот и обхватите им рот пострадавшего. Сделайте 2 выдоха через рот (продолжительность 1 сек), делая паузу между ними для пассивного выдоха пострадавшего. При появлении признаков жизни оцените дыхание и при его наличии придайте пострадавшему устойчивое боковое положение. Если вы не можете проводить искусственное дыхание по каким-либо соображениям, выполняйте только надавливания на грудную клетку.

Задать вопрос главному врачу Яндекс.Метрика